Самойлович Нина Борисовна
Большая любовь маленькой женщины
Недавно Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова скромно и сердечно
отметил 25-летие работы в коллективе завлита Нины Борисовны Самойлович.
Об этой театральной должности зрители наслышаны мало. Тем не менее,
заведующий литературой частью призван быть в истоках репертуара труппы,
для чего ему необходимы следующие достоинства: свободно ориентироваться в
литературном море. Прежде всего – в драматургии, от древности до наших
дней; знать не только историю сценического искусства, но и современные его
течения, тонко чувствовать творческие искания режиссуры своего театра и
холодным умом оценивать возможности родного коллектива, учитывать запросы
публики.
Но при всех этих профессиональных качествах завлит почти всегда в тени.
Успех спектакля по предложенной им пьесе – не его успех: его фамилии нет
на афише, он не выходит на поклоны к публике, его не поминает критика.
Вот как говорит о своей должности Нина Самойлович:
– Это нечто неуловимое. Потому что у каждого режиссера свое представление
о функциях завлита. Я знавала коллег из других театров, которым вменялось
в обязанность еще и писать за режиссеров статьи, тексты докладов,
оформлять приказы по труппе...
Положение людей этой должности не без горечи, но с юмором в свое время
описал знаменитый театровед, легендарный завлит МХАТа Павел Марков: «Вряд
ли среди театральных профессий можно найти более неопределенную и
неблагодарную, чем завлит. Его работа менее, чем кого-либо другого в
театре, очевидна по результатам. Эта должность трудная и почти всегда
неоцененная».
– Нина Борисовна, извините, но как вас «занесло» в эту незавидную
профессию?
– Многолетняя мечта...
– Не свидетельствует ли сие о том, что происхождением вы – не из
театральной среды?
– Действительно, не оттуда. Родилась и выросла в Соломбале. И всегда
гордилась, что происхожу именно из Соломбалы. А вот родословную свою знаю,
к сожалению, мало. Дед по отцовской линии, Петр Самойлович, был
музыкантом, организовал первый в Архангельске симфонический оркестр, умер
в 1914 году. Дед по материнской линии, Никифор Бутаков, был мореходом,
капитаном. Отец мой, Борис Петрович Самойлович, преподавал в школе
рисование и черчение, работал художником-оформителем на «Красной кузнице»,
и хотя в живописи не профессионал, выступал с персональными выставками.
Сейчас ему 87 лет, а он продолжает писать пейзажи. Мама моя всю жизнь
трудилась на «Красной кузнице».
– Откуда же ваша пламенная любовь к театру?
– Что называется, с первого взгляда. В детстве я не любила играть в куклы,
мне их заменили альбомы с иллюстрациями работ художников всех времен и
народов. Этих альбомов у отца было достаточно. Часами рассматривала.
Сколько помню себя, всегда много читала. Насмотревшись альбомов и
начитавшись, впервые попала в театр – на прекрасный, до сих пор памятный
Архангельску «Аленький цветочек». Шикарное оформление, сверкающие в
темноте краски! Ни в одной книжке нет описания Кикиморы, а тут – живая,
внезапно то появляется, то исчезает. Я была потрясена: театру доступно
все!
– И вам захотелось стать актрисой...
– Была восторженная, стихи посвящала театру, занималась в драмкружке. Но
чем старше становилась, тем сильнее были сомнения: ну, какая из меня
актриса? Я некрасивая, толстенькая... Да и застенчивая. Из-за этого
столько виражей! Однажды прочитала о завлите Ленинградского БДТ Дине
Шварц, она так поразила мое воображение, что я сказала: тоже хочу! Но
опять сомнения... После школы почему-то отправилась в Ленинградский
киноинженерный институт. Однако вместо подготовки к экзаменам ходила по
театрам. И хотя даже ненавистную химию сдала на «четверку», в студенты не
попала. Нет, не особо горевала. Мне казалось, что жизнь будет долгая, и
все успею... А главное, я побывала в БДТ: смотрела гениальный спектакль,
думала о завлите Дине Шварц... Решила: вернусь в Архангельск, пойду
работать в наш театр, кем угодно. Пришла, постояла у входа, но так и не
решилась войти… и побрела домой. Застенчивость мешает мне всю жизнь.
Работала на швейной фабрике, в машбюро «Красной кузницы». А к 30-ти годам
вдруг что-то взорвалось в душе: все, иду в театр!
– Откуда взялась решительность?
– Поняла, что жизнь не такая-то уж длинная, чтобы изменять своим
стремлениям, ждать каких-то благоприятных обстоятельств. Рискуешь вообще
ничего не сделать. И вот меня определили в гардеробную.
– У вас прямо-таки по Станиславскому: театр начинается с вешалки!
– Я была счастлива. Всякий раз, подходя к театру, радостно думала:
«Неужели я тут работаю?!!» После гардеробной была инструктором Дома
актеров, затем реквизитором, помощником режиссера. И наконец – завлит.
Начинала трудно: не хватало театроведческого образования, ведь я успела
закончить только пединститут. К тому же очень мешала моя медлительность, я
вовсю комплексовала. Главный режиссер театра Эдуард Семенович Симонян
смотрел на меня с заметным сомнением. Но постепенно набиралась знаний,
опыта.
– Уже цитированный мною Марков писал, что завлит – это удобная мишень «для
бесчисленных нападок и интриг».
– Не ощущаю такой несправедливости. При всех внутренних разногласиях,
большинство в нашей труппе не опускается до мелочных склок. Но был тяжелый
период для всех нас, и пришлось вступить в борьбу. Хотя по натуре я не
борец.
О Нине Самойлович актеры говорят: «Такая маленькая, негромкая, а за
справедливость – горой. Не изменяет своим взглядам, не мечется от одной
группы к другой». И мне, при нашем давнем знакомстве, не раз в острые
моменты приходилось видеть, как протестующе она молчит, иногда – отчаянно
взрывается в попытке отстоять, защитить. В эти минуты она и отважна, и
трогательно беззащитна. Ее радость, ее боль – театр.
– Вот после долгих поисков вы нашли для постановки пьесу, а благодарность
получают другие. Не обидно?
– Успеху радуюсь вместе со всеми. Но случается, что драматургия
замечательная, а спектакль провальный, сижу в зале и чуть не плачу: так
жалко пьесу... Зато бывает и другое: и драматургия хорошая, и спектакль
получился – ухожу из зала счастливая, мысленно благодаря постановщика:
спасибо тебе большое, что пьесу не испортил. Кстати сказать, и у меня был
успех. Спектакль по моей инсценировке «Чужая жена и муж под кроватью» на
фестивале в честь Ф. М. Достоевского отмечен дипломом.
– Ваше мнение о современной драматургии?
– Сегодня драматурги пишут для чтения, а не для сцены. Передо мною
проходит множество пьес. Такая макулатура. Роешься, роешься в этом ворохе,
и когда-то обнаружишь добротную вещь. Один из самых любимых мною
драматургов – Александр Галин. Публика нашего театра знает его пьесы:
«Ретро», «Звезды на утреннем небе», «Сирена и Виктория», «Конкурс». Берем
для постановки еще одну пьесу Галина – «Аккомпаниатор». В Москве она
прошла с большим успехом.
– Вы можете после премьеры подойти к режиссеру или к кому-то из актеров и
сказать «всю правду»: дескать, завалил ты, дружок, общее дело?
– И в неудачном опыте есть что-то хорошее, полезное. Так надо ли отмечать
только недостатки? Тем более, сводить счеты, переносить личные отношения
на творчество.
– Положено ли завлиту иметь друзей среди актеров?
– Конечно. Людмила Бынова, Костя Феофилов, Танечка Боченкова... Да почти
со всеми хорошие отношения. Сейчас наша труппа формируется заново. Пришла
одаренная молодежь: Иван Мамонов, Наташа Гнеушева. В среднее, уже опытное
поколение плавно переходят те, кого еще недавно считали молодыми: Наталья
Латухина, Елена Смородинова, Владимир Кулаков. И каким замечательным
актером становится Сергей Чуркин! Теперь мы обрели возможность вернуться к
русской классике.
– И архангельская публика возвращается в театр. Как вы объясняете это?
– Пришел новый режиссер - Петр Анатольевич Суворов, по- настоящему
профессиональный, широко образованный, интеллигентный руководитель труппы.
– Вам когда-нибудь в театре говорят «спасибо»?
– Хочется верить, что я нужна, что моя работа помогает коллективу.
– Ваша дочь, красавица Соня, поступила на театроведческий факультет ГИТИСа.
Она в Москве, вы здесь... Смирились с одиночеством?
– Я хотела, чтобы дочь стала актрисой. Но Соня сделала свой выбор. А
насчет одиночества, так его нет: в доме кошка и я. Быт у нас размеренный и
тихий: я до двух ночи читаю, кошка рядом сладко спит. И вообще, скучать
мне некогда. Вместе с Надеждой Курилович, зам. председателя Архангельского
отделения Союза театральных деятелей, выпускаем газету «Бенефис» – о
культурной жизни Архангельска. С удовольствием хожу на вернисажи. Еще бы
ремонт сделать в квартире, но вечно не хватает денег.
– Нина Борисовна, должность-то у вас неблагодарная, и платят мало...
Отчего же вы так дорожите ею?
– А люблю!
Опубликовано в газете «Правда Севера»
http://pravdasevera.ru/2002/03/20/5.shtml
Design Copyright © 2007 Алексей Самойлович. All rights reserved.